К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
Справедливая ответственность субъектов публичной власти является атрибутом любого демократического государства и постоянно становится предметом научных дискуссий. Рассмотрен вопрос о совершенствовании института ответственности отдельных субъектов публичной власти в России. Цель работы - исследование вопроса реализации принципа справедливости при привлечении к юридической ответственности субъектов публичной власти, в первую очередь законодательной. Констатируется, что в условиях коррупции и кризиса реальной демократии возникает дефицит социальной справедливости, а законодательные органы государственной власти не закрепляют идеи справедливости в законах. Автор считает, что при дефиците справедливых законов возрастает произвол, минимизируется моральная ответственность и деформируется юридическая ответственность, принимаются законы, которые не отражают интересов подавляющей части населения Российской Федерации, а преследуют лишь узкогрупповые интересы олигархов и субъектов законодательной инициативы, самой власти. По мнению автора, низкая ответственность субъектов государственной власти перед обществом, отсутствие института отзыва депутатов, существовавшего в законах СССР, способствует росту коррупции. Проведенный анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать нормы института юридической ответственности субъектов публичной власти. Предлагается усилить ответственность депутатов законодательных органов власти, в первую очередь тех, кто выступает в роли субъектов законодательной инициативы. Делается вывод, что к минимизации коррупции может привести установление юридической ответственности в отношении субъектов законодательной инициативы за принятие дефектных и вредных для общества и государства законов.
Об авторе
И. А. ИванниковРоссия
доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор, исполняющий обязанности декана юридического факультета
Список литературы
1. Соколов Н.А. Расследование убийства Российской Императорской семьи. Избранные главы. Екатеринбург: Державное наследие, 2019. 286 с.
2. Нечкин А.В. Конституционно-правовой статус правительств стран Содружества Независимых Государств. М.: НОРМА, 2016. 175 с.
3. Безруков А.В. Общественные формирования и органы публичной власти в обеспечении конституционного правопорядка: основные направления деятельности и формы сотрудничества // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 21-25.
4. Несмеянова С.Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 5-9.
5. Иванников И.А. В поисках идеала государственной формы России. Ростов н/Д.: Ростовский университет, 2000. 248 с.
6. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации: основания классификации и проблемы реализации // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 127-143.
7. Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти // Российский юридический журнал. 2007. № 5. С. 37-41.
8. Иванников А.И. Аксиология юридической ответственности. М.: Юрлитинформ, 2020. 144 с.
9. Филиппов Н.А. Институт контрасигнатуры в контексте принципов ответственности и представительного правления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11. С. 18-23.
10. Фомичева О.А. Основные направления деятельности субъектов законотворческого процесса. М.: Юрлитинформ, 2019. 184 с.
11. Авакьян С.А. Публичная власть и представительство: организационные, социальные и персоналистские начала (конституционно-правовой взгляд) // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 20-30.
12. Трофимова Г.А. Авторство как законопроект: частный и публичный аспекты проблемы правового регулирования // Законодательство и экономика. 2015. № 2. С.44-48.
13. Исаев И.А. «Индивидуальный Закон»: рождение понятия // История государства и права. 2017. № 24. С. 3-9.
14. Чиркин В.Е. О части 1 ст. 105 Конституции России аналогических формулировках зарубежных конституций // Журнал Российского права. 2017. № 11. С. 5-14.
15. Виноградов Д.П. Подготовка сопроводительных документов к законопроекту: проблемы и способы решения // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 22-26.
16. Виноградов Д.П. Экспертиза законопроектов в России: современное состояние и пути развития // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 12. С. 24-28.
17. Югов А.А. Публичная власть и территориальная основа ее функционирования: конституционные начала правового регулирования // Российский юридический журнал. 2004. № 1. С. 15-25.
18. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность публично-правовых субъектов: деликты общего характера // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 3-11.
19. Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия. М.: РГУП, 2016. 672 с.
20. Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал Российского права. 2014. № 1. С. 5-7.
Рецензия
Для цитирования:
Иванников И.А. К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2020;(2):21-26.
For citation:
Ivannikov I.A. CONCERNING THE FAIRNESS AND RESPONSIBILITY OF CERTAIN SUBJECTS OF PUBLIC AUTHORITY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Legal Sciences. 2020;(2):21-26. (In Russ.)